culturgy (culturgy) wrote,
culturgy
culturgy

Category:

Геополитика эпохи эллинизма (Пролог)

Оглавление -- Следующая часть

ПРОЛОГ


Иллюстрация. Смерть Эпаминонда на поле битвы при Мантинее (362 г. до н.э.). Греческие «ватники» оплакивают конец эллинской великодержавности. Скульптор Давид д'Анже (1788-1856 гг.).

Почему эллинам не удалось то, в чем преуспели «эллинские украинцы» македоняне? Почему еще более далекий от эллинов Рим в итоге оказался сильнее, чем все остальные державы эллинистической ойкумены? Является это результатом исторической случайности, или в этом скрыт какой-то глубокий смысл? История Античной Средиземноморской цивилизации, обозримая и завершенная, интересна не только сама по себе, но и как источник для проведения аналогий с новой европейской историей. В последней мы видим такое же перемещение власти из старых центров цивилизации на периферию: от Италии – к Испании, Австрии и Франции, от этих последних – к еще более окраинным державам Северной и Восточной Европы и, наконец, - в Америку и Китай. Попытка понять эти процессы, разбирая исторические аналогии, будет связующей нитью нашего исследования.

О плодотворности метода исторической аналогии хорошо написал Дмитрий Галковский в «Бесконечном Тупике», анализируя творчество Н.Я. Данилевского:

«Мощь предсказаний Николая Данилевского в том, что он (а за ним его ученик Леонтьев) мыслил по аналогии. Его, учёного-ихтиолога, затронула (если и не захватила, как энтомолога Набокова) идея глубокой аналогичности всего сущего. Удивительное эстетическое совершенство раковин моллюсков или крылышек бабочек есть проявление некоторой космической ритмизации реальности. Человеческое искусство лишь помогает раскрытию эстетической идеи, присущей самой природе. …Отсюда, кстати, видны преимущества мышления по аналогии, которое оказывается более реалистичным и продуктивным, чем стилизованная под объективность дедукция из неполной индукции (для человека всегда смехотворно неполной, унизительно неполной). И чем сложнее изучаемый объект, тем естественнее опираться на ритм аналогий, а не на логический анализ. Логический анализ ещё возможен в начале игры и в эндшпиле. Но в середине партии главное это уловить частоту сетки аналогий, попасть в её структуру. Это высшая форма человеческого мышления. Божественная. Вовсе не логика приближает к Богу, а эстетика мышления».


Историософия Данилевского лежит за рамками нашей темы, но некоторые его постулаты мы будем обсуждать по ходу повествования. Кроме того, любой разговор о цивилизациях «во множественном числе» неизбежно отсылает к его концепции «культурно-исторических типов» (впоследствии подхваченной и перетолкованной Шпенглером и Тойнби). Мы будем исходить из того, что наиболее крупные исторические общности («цивилизации»), в рамках которых осуществлялся прогресс человечества, не являются механическими конгломератами разных культур и народов, а имеют собственную логику развития и обладают внутренним единством. Это, как минимум, единство проекта и стиля жизни, которыми родоначальники цивилизации «заражают» близкие к ним народы.

Мы ограничимся только двумя такими общностями: античной средиземноморской и новой европейской цивилизациями. Опираясь на обнаруживаемые в их истории аналогии, мы постараемся разобраться, что в истории эллинизма было предопределено с самого начала, а что стало результатом «игры престолов» и при ином раскладе могло бы привести к иному итогу.

История этих двух цивилизаций связана так тесно, что даже разоблачение Античной Истории как «Мифа» тут ничего не изменит. Этот «Миф» для европейцев – хранилище собственного «европейского софта», подобно Библии для христиан и Корану для мусульман. (Собственно, христианское «Евангелие» является малой частью «Мифа» Античной Истории) Аристотель писал: «Поэзия философичнее истории». «Миф» Античной Истории, извлекаемые из него аналогии и параллели, лучше помогут понять логику европейской истории, чем любые реконструкции «ревизионистов». Возражение о том, что Античная История находится за рамками «оптического диапазона» истории, получают ответ в рамках той же самой аналогии. Это не произвольный фантомный объект типа «50-тысячелетней истории древних укров», а мануал и софт к самим «оптическим приборам». Не усвоив инструкцию к телескопу, и в оптическом диапазоне ничего толком не разглядишь, кроме размытых цветных пятен. Приверженность «Мифу» Античной Истории и принятие его как своей истории – есть единственная мера «европейскости» сознания.


Иллюстрация. Одно из воплощений «бродячего» античного сюжета: «Смерть генерала Вольфа» на поле выигранной им битвы при Квебеке (1759 г.). Художник Бенджамин Вест (1738-1820 гг.).


Мы остаемся строго в рамках академической хронологии и признанных наукой источников (в основном - письменных). «Альтернативность» допускается лишь в плане трактовок, оценок, связующих концепций. Наша конечная цель - улучшить ориентацию внутри «Мифа» Античной Истории. При этом мы постараемся сохранить баланс между неизбежной «общеобразовательной частью» (поскольку многие читатели могли подзабыть информацию, необходимую для понимания этого текста) и «фишками», которые способны вызвать интерес у людей осведомленных.

Наш «сериал» мы начнем с того, что в не совсем обычной перспективе рассмотрим фундаментальные основы античной цивилизации и законы ее развития. Мы обрисуем сцену, где разворачивалась тогдашняя «игра престолов», и покажем ограничения, которым подчинялся сюжет этой «игры». Этому будет посвящен «1-й сезон».

Во «2-м сезоне» мы займемся предысторией эпохи эллинизма, от зарождения эллинской цивилизации до возвышения Македонии. Мы поочередно рассмотрим «жизненную драму» всех неудавшихся эллинских претендентов на гегемонию и поймем, чем был вызвано их поражение.

В «3-м сезоне» мы займемся решением загадки «Что же сделало Рим – Римом?», выясняя, чем именно Рим превосходил другие державы IV-III в. до н.э., и было ли этого превосходства, самого по себе, достаточно для финальной победы.

Наконец, начиная с «4-го сезона», мы приступим к детальному анализу эллинистической «игры престолов» в хронологической последовательности. Насколько хватит терпения читателей: от битвы при Мантинее (362 г. до н. э.), которая открыла дорогу для возвышения Македонии, до битвы при Акциуме (31 г. до н.э.), которая предотвратила возможность распада Римской державы на несколько эллинистических царств (и, тем самым, возобновление эллинизма).

Кстати, битва при Мантинее (между Фивами, с одной стороны, и спартано-афинской коалицией, с другой стороны) дает более осмысленный рубеж между классической эллинской политикой и политикой эллинизма, чем другие даты, выбираемые историками. Эта битва окончательно показала, что ни один из старых эллинских центров силы не может объединить Грецию в единую державу. Историк Ксенофонт, современник этих событий, был так разочарован исходом этой битвы, что закончил свою «Греческую историю» следующими словами:

«Это сражение внесло еще большую путаницу и замешательство в дела Греции, чем было прежде. На этом я закончу свой рассказ; последующие же события, быть может, заинтересуют какого-нибудь другого автора».

Мы начнем реконструкцию событий как раз с момента, когда Ксенофонт «разбил чернильницу», поскольку записки его продолжателей до нас не дошли, и целое столетие, вплоть до 264 г. до н.э. (начало «Всемирной истории» Полибия), у нас нет связного повествования о греческой истории от лица современников событий.

Продолжение следует…
Tags: геополитика, история, эллинизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments